Наша эмблема

Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа № 8»
г.Арзамаса Нижегородской области


 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА это необходимый компонент образовательного процесса. Она включает ребенка в учебную и трудовую деятельность, которая существенно продвигает его в развитии. Образование считается подлинно коррекционным, если его приоритетными задачами являются задачи развития детей.

Система коррекционно-развивающей работы школы включает два модуля:
1. Коррекционная подготовка.
2. Психолого-педагогическая реабилитация

Коррекционные задачи:
1. Развитие психомоторики, укрепление общего физического состояния;
2. Формирование базовых сенсорных процессов;
3. Исправление недостатков познавательной деятельности;
4. Развитие речи и коррекция речевых дефектов;
5. Совершенствование социального опыта, формирование социально-бытовых знаний и умений.

Реабилитационные задачи:
1.Формирование позитивной направленности личности, развитие ценностных ориентаций, стремления к ЗОЖ, адекватной профессиональной направленности;
2.Формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и навыков социальной самозащиты;
3. Повышение уровня социальности, развитие социальных навыков и формирование устойчивых нравственных позиций.

 

Во второй четверти 2016-2017 учебного года учителями начальных классов и специалистами школы была проведена неделя коррекционной подготовки, в которой  приняли участие специалисты МБ ДОУ д/с № 45. Основная цель недели - обмен опытом работы  в использовании коррекционно-развивающих методов и приемов в дошкольном и  школьном образовании, организация внеурочной занятости учащихся, привитие интереса к коррекционным занятиям. Все проведенные мероприятия были направлены на развитие сенсорной, интеллектуальной, речевой, двигательной сферы учащихся, их социально - бытовых знаний, умений и навыков. Была организована  выставка рисунков и поделок  учащихся. За лучшие работы они получили грамоты. Проведена акция «Начальная школа – детскому саду «Поделись улыбкой», где учащиеся под руководством классных руководителей и родителей смастерили оригинальные смайлики в подарок детскому саду. В ходе проведения недели учащиеся на занятиях учились совершать добрые дела совместно с героем мультфильма Старушкой – Шапокляк.

 

Во второй четверти 2015-2016 учебного года учителями начальных классов и специалистами школы был реализован проект «Учимся, играя». В данном проекте приняли участие специалисты ДОУ д/с № 45. Основная цель проекта - обмен опытом работы  в использовании методов и приемов в дошкольном и  школьном  образовании, способствующих раскрытию духовного и творческого потенциала детей, повышению их социальной реабилитации в обществе.
Все проведенные мероприятия были направлены на развитие сенсорной, интеллектуальной, речевой, двигательной сферы учащихся, их социально - бытовых знаний, умений и навыков.
Итоговым мероприятием стал круглый стол, где педагоги школы и детского сада поделились нетрадиционными методами, приемами работы и  высказали предложения к дальнейшему сотрудничеству.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

 

объединяет коррекционные курсы и обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

 

Коррекционные курсы:
- Ритмика
-Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
- Социально-бытовая ориентировка

 

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
- Развитие психомотрики и сенсорных процессов
- Логопедические занятия
- ЛФК

 

Организация и содержание коррекционной подготовки определяются учебным планом, учебными программами, календарно-тематическим планированием, уровнем стартовых возможностей учащихся.
Организация коррекционной подготовки регламентируется расписанием, составленным в соответствии с СанПиН и утвержденным директором школы.
Обучение осуществляется на основе Программ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1–4 классов» (НИРО, 2005), календарно-тематического планирования, лечебно-физкультурных комплексов в 1 - 4 классах.

 

Критерии комплектования коррекционных групп:
- сходство психофизического дефекта;
- идентичный уровень зоны актуального развития;
- сходный тип нервной системы;
- характер и подвижность нервных процессов.

Каждое направление коррекционной подготовки предполагает разработку специальной системы методического обеспечения.

 

Мониторинг коррекционной подготовки учащихся осуществляется на основе положения «О мониторинге качества образования МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида».

Коррекционно-развивающее обучение направлено на устранение у детей отклонений в развитии, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе.


Эти задачи решаются на специальных коррекционных занятиях, проводимых учителями-дефектологами, учителем-логопедом, психологом, воспитателями группы продленного дня, учителем ритмики, учителем социально бытовой ориентировки. Задачей педагогов является не столько обучение ребенка, сколько развитие и коррекция его недостатков в процессе обучения.


Занятия по развитию устной речи направлены на расширение кругозора учащихся, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности. На занятиях обязательно решаются задачи развития речи, обогащения словаря, уточнения значений слов. Включены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.


Занятия ритмикой  способствуют развитию и коррекции основных видов движений, музыкально-ритмических движений, развитию способности ориентироваться в пространстве, развитию и коррекции психических функций, эмоционально-волевой сферы.

 

Цель коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) – практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

 

Логопедические занятия направлены на развитие речевого слуха, нормализацию звукопроизношения, совершенствование грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.


В процессе занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов, решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач.  У учащихся формируются представления о цвете, форме, величине, пространственные и временные представления, познавательная сфера ребенка.

 

Занятия ЛФК направлены на компенсацию и коррекцию моторных функций средствами педагогической деятельности, на формирование двигательных качеств, необходимых для успешного овладения профессионально-трудовой деятельностью.

 


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

 

содействует формированию, восстановлению, коррекции и компенсации нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса ребенка с ОВЗ.

В основе психолого-педагогической реабилитации лежит принцип учета и максимального использования резервных (сохранных) возможностей нарушенных функций ребенка, т. к. именно компенсаторные возможности детского организма являются базовой способностью для обучения и делают ребенка более восприимчивым к коррекционно-развивающим воздействиям.

 

Направления психолого-педагогической реабилитации:

 

1. Направленность личности:
1.1. Стремление к здоровому образу жизни.
1.2. Профессиональная направленность.
1.3. Цели и ценностные ориентации.

 

2. Психологическая готовность к самостоятельной жизни:
2.1. Состояние познавательных психических процессов.
2.2. Состояние эмоционально-волевой сферы.
2.3. Готовность к социальной самозащите.
2.4. Сформированность коммуникативных навыков.

 

3. Уровень социализации:
3.1. Социальная адаптивность.
3.2. Социальная автономность.
3.3. Социальная активность.
3.4.Уровень воспитанности.

 

Актуальной задачей психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ является разработка оптимального программно-методического обеспечения и внедрение эффективных реабилитационных технологий.

 

Мониторинг характера реабилитации учащихся школы осуществляется на основе положения «О мониторинге качества образования МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида».